Электроразрядный крекинг
тяжелых нефтяных остатков

Задачи электроразрядного (ЭР)
крекинга тяжелых остатков
  • Получение из М100 не менее 50% печного топлива (ПТ) или судового маловязкого топлива (СМТ), соответствующих требованиям ТУ и около 30% компонента дорожного битума.
  • Расширение областей применения остатков перегонки обработанного М100 с использованием электроразрядной технологии.
  • Схема установки для ЭР обработки мазута
    Электроразрядная зона непосредственно контактирует с обрабатываемым УВ сырьем, которое подаётся непрерывно. Под воздействием высокоэнергетичных электронов и ионов плазмы, молекулы УВ, входящие в состав сырья, подвергаются деструкции и делятся на более низкомолекулярные соединения.

    Эффективное время нахождения УВ в электроразрядной зоне 12 микросекунд.
Основные особенности ЭР процессов
Основной особенностью ЭР процессов является то, что в ЭР зоне образуются реакционноспособные частицы — возбуждённые молекулы, электроны, молекулярные ионы и свободные радикалы, которые инициируют химические реакции крекинга.
Преимущества ЭР процессов
  • Основное достоинство преобразования энергии в условиях электроразрядных процессов (ЭРП) состоит в больших скоростях протекания реакции крекинга. Интенсификации процессов крекинга происходит под действием высокой температуры (около 105 К) и большой удельной мощности электроразрядов, которые приводят к образованию высокой концентрации активных радикалов, ионов и электронов.
  • Энергия электронов при ЭРП около 10 эВ, что позволяет расщеплять углеводороды по связям С-С (6,2 эВ) и С-Н (5,5 эВ).
  • Воздействие ЭРП на мазут вызывает множество химических реакций, приводящих к деструкции высокомолекулярных соединений мазута, что повышает КПД по сравнению с термическим крекингом.

Последовательность переработки М100

Переработка мазута состояла из следующих стадий:

  • Обработка мазута в ЭР реакторе при 90оС с получением переработанного продукта;
  • Разгонка этого продукта с получением фракции н.к.-360оС, остатка и газа. Температура начала кипения составила 142оС;
  • Отгон из фракции н.к.-360оС с получением продуктов бензиновой фракции (фр. н.к.-180оС) и дизельной фракции (фр. 181-360оС);
  • Разгонка исходного мазута без ЭР обработки позволила получить около 20% дистиллята. Температура начала кипения составила 255оС.
Блок-схема ЭР обработки и атмосферной разгонки М100 (пересчет на исходный мазут)
Материальный баланс ЭР переработки
М100 в пересчете на 1000 кг., кг
  • Результат разгонки М100 (ГОСТ10585-2013) Ярославского НПЗ после ПХ обработки

Продукты переработки и энергетический баланс

  • При переработке 1000 кг мазута с использованием ЭР технологии может быть получено, кг: 61 – газа, 72 – бензиновой фракции, 570 – дизельной фракции и 297 остатка.
  • Отгон после первой разгонки соответствует требованиям ТУ к печному топливу.
  • Остаток является компонентом дорожного битума. Обладает показателем пенетрации около 150 мм и температурой размягчения по кольцу и шару (КиШ) 73оС, также его можно использовать как компонент сырья замедленного коксования.
  • Энергетические затраты при ЭР обработке 1000 кг мазута: потребление источника питания ЭР реактора – 6,16 кВт, нагрев мазута (с 25 до 60°C ) – 20 кВт, работа двигателя насоса – 2,75 кВт, компрессор – 2,42 кВт. Итого: 31 кВт на обработку 1000 кг мазута.
  • Групповой состав дистиллятов

Выводы по групповому составу фракций

  • Групповой состав дистиллята показывает, что фракция н.к-180оС содержит около 30% олефинов и 6% диенов. Именно эти соединения могут полимеризоваться и повышать вязкость продукта ЭР переработки мазута до разгонки.
  • Во фракции 181-360оС отсутствуют диены и содержится около 3% олефинов. При этом в этой фракции около 40 % линейных парафинов и 26% ароматических соединений.
  • Соединения серы представлены в основном производными бенз- и дибензтиофенами. Содержание серы распределяется следующим образом, %: 0.57 – бензиновая фракция (фр. н.к. - 180оС), 1.16 – дизельная фракция (фр. 181-360оС), 2.5 – исходный мазут М100, 2.6 – остаток разгонки плазмохимически обработанного мазута М100.
Соответствие отгона требованиям ТУ к печному топливу (ТУ 19.20.27-001-05740304-2020)
Соответствие СМТ требованиям ТУ 38.101567-2014
Результаты применения ЭР обработки
на примере мазутов
  • При атмосферной разгонке исходного мазута до 360оС без ЭР обработки и после ЭР обработки получается соответственно около 20% и 64% дистиллятной фракции, которая соответствует требованиям к печному топливу. Получаемые с использование ЭР технологии жидкие фракции могут быть гидроочищены и переработаны совместно с фракциями замедленного коксования и висбрекинга.
  • Получаемый остаток является компонентом дорожного битума.
  • Затраты электроэнергии непосредственно на ЭР обработку 1000 кг мазута составляет около 6,16 кВт.
  • Таким образом, ЭР метод при низких энергетических затратах может быть использован как нетрадиционный способ переработки нефтяного мазута.
  • Опытно-промышленная установка в контейнере
Технические характеристики
опытно-промышленной установки
Протокол испытаний печного топлива
Протокол испытаний судового маловязкого топлива
Made on
Tilda